Педиатры vs грудное вскармливание. История происхождения вредных советов

Недавно моя подруга стала мамой. Своего сыночка она кормит грудью. Во время первого визита к участковому педиатру получила ряд «стандартных» рекомендаций: «кормить не чаще, чем раз в 3:00, ночью — вообще не кормить, обязательно допаивать водичкой».

Спорить моя подруга не стала. Но рекомендации педиатра, касающиеся грудного вскармливания, решила не выполнять. И правильно сделала.

Педиатр — человек, к которому чаще всего обращаются молодые мамы с вопросами по грудному вскармливанию. К большому сожалению, от большинства участковых педиатров можно услышать только такие советы, которые вредят. Почему так происходит?

Я могу ответить на этот вопрос, ведь сама изучала эти «премудрости» во время учёбы в медицинском университете.

Как педиатров обучают азам грудного вскармливания

Науку о грудном вскармливании мы осваивали по учебнику «Пропедевтическая педиатрия» 1999года издания (1). Этот учебник утвержден МОЗ Украины для обучения студентов медицинских ВУЗов. Его авторы — предварительный и нынешний заведующие кафедрой педиатрии. Ниже привожу цитаты из данного учебника:

1. О режиме кормления


годування-за-розкладом-117x150«Здоровые доношенные дети при достаточном количестве молока в груди матери могут за 15-20 мин. высосать то его количество, которое необходимо их организму по возрасту. Таким детям сразу же устанавливают шестикратный режим кормления: 0 6 ч.; в 9 ч. 30 мин.; в 13 ч.; в 16 ч. 30 мин.; в 20 ч.; в 23 ч. 30 мин. (с продолжительностью ночного перерыва 6-6,5 ч.) …

Начиная с 5 мес., когда детей уже подкармливают, количество кормлений необходимо сократить до 5, поскольку более грубая пища, вводится с прикормом, длительное время задерживается в желудке … В этом режиме интервал между кормлениями увеличивается до 4 ч., Ночной перерыв — до 8 ч … Режим пятикратного кормления у большинства детей сохраняется до конца первого года жизни.

Установленного режима питания и интервалов между отдельными кормлениями следует соблюдать точно, поскольку от этого зависит аппетит ребенка, деятельность пищеварительных органов и состояние нервной системы, а также количество молока в груди матери, распорядок ее дня и отдыха.

Новорожденные очень быстро привыкают к режиму кормления и сами просыпаются в определенные часы. Если ребенок не просыпается в нужное время, то можно подождать 15-20 мин., а затем разбудить его и покормить. Ночью ребенка будить не следует.

Во время ночного перерыва мать и ребенок должны спать. Глубокий ночной сон необходим им для восстановления сил, накопления бодрости и энергии.

Иногда ребенок просыпается раньше должного времени и, если при этом плачет, то вполне возможно, что он проголодался. Однако не следует спешить сразу кормить его грудью. Необходимо проверить сначала, сухие ли у него пеленки, и если мокрые, то заменить, сделав туалет ребенку. Если по режиму до следующего кормления осталось не менее 30 мин, следует дать ему попить немного кипяченой воды, не более 2-3 чайных ложек. Если ребенок и после этого не успокаивается и требует пищи, то надо покормить его грудью на 15-20 мин раньше положенного времени. В следующий раз он проснется вовремя. Следует подчеркнуть, что режим свободного кормления при естественном вскармливании не имеет физиологического обоснования».


baby-clock 1Представьте себе ситуацию. Мать покормила младенца в 23:00 и положила спать. Ребенок проснулся в 2 часа ночи, от того, что захотел есть. Мать, у которой в груди есть молоко для ребенка, может покормить его и спать дальше. Или ждать времени следующего кормления, в 6.00, ходить с плачущим ребенком на руках, переодевать и предлагать воду вместо молока. Бессонная ночь для всей семьи гарантирована.

Почему это не верно?

Согласно рекомендациям ВОЗ (2), грудное вскармливание должно происходить по требованию ребенка, а не по режиму. Особенно важны ночные кормления, поскольку происходит стимуляция лактации (ночью выделяется гормон пролактин, который способствует выработке грудного молока).

2. Об обработке молочной железы


борна-кислота-300x176

борная кислота противопоказана при беременности, грудном вскармливании и детям до 1 года!

«Кормящая мать должна соблюдать следующие основные правила:

Перед каждым кормлением младенца грудью мать обязательно должна вымыть руки с мылом и щёткой, затем обтереть грудь тёплым раствором борной кислоты (1 чайная ложка на стакан кипячёной воды), причем сосок отдельным ватным шариком.

Следует сцедить первые капли молока до появления сильной струи, а затем дать ребенку сосать. Благодаря этому удаляются случайные бактерии, которые находятся в периферических отделах выводных железистых протоков …

Каждый раз после окончания кормления и сцеживания остатков молока грудь следует обмыть кипяченой водой, обсушить чистой мягкой салфеткой и смазать сосок вазелином или ланолином».

Почему так нельзя делать?

Согласно фармакологическому справочнику (3), раствор борной кислоты противопоказан для использования при беременности и кормлении грудью, а также у детей до 1 года (ведь при обтирании груди раствором борной кислоты он попадает в рот ребенка) из-за серьезных побочных эффектов. Вот что написано в инструкции:

«Особенно хорошо проникает через кожу и слизистую оболочку у детей раннего возраста. При повторном поступлении в организм ребенка (в случае обработки р-ром борной кислоты молочной железы перед кормлением) могут развиться нарушения функции почек, метаболический ацидоз, артериальная гипотензия. Борная кислота может накапливаться в органах и тканях организма.

Побочные эффекты: Возможны проявления острой или хронической интоксикации в виде тошноты, рвоты, диареи; кожных высыпаний, десквамации эпителия, головной боли, спутанности сознания, олигурии и в редких случаях — шокового состояния.

Передозировка: симптомы острого отравления — тошнота, рвота, диарея, нарушения кровообращения и угнетение ЦНС, снижение температуры тела, шок, кома, эритематозная сыпь (возможен смертельный исход в течение 5-7 дней). Симптомы хронической интоксикации (при длительном приеме) — истощение, стоматит, экзема, местный отёк тканей, нарушение менструального цикла, анемия, судороги, алопеция. »

Как нужно обрабатывать молочную железу?

Никак. Достаточно один раз в день принимать гигиенический душ.

3. О продолжительности кормления грудью и сцеживаниях


«Кормить новорожденного следует досыта. Здоровый активно сосущий ребёнок, конечно, наедается за 10-15 мин. Как правило, в первые 5 мин. он высасывает 70-80% всего молока из груди. Держать у груди ребенка более 20 мин. не рекомендуется даже в том случае, когда он сама не выпускает сосок. При длительном держании ребёнка у груди сосок может раздражаться и на нем могут образовываться трещины, которые вызывают болевые ощущения во время сосания, затрудняющие кормления, и препятствуют полному освобождению груди от молока.

После каждого кормления, независимо от того, хорошо или плохо сосал ребёнок, необходимо сцеживать даже незначительные остатки молока рукой или молокоотсосом. Сначала молоко сцеживают после каждого кормления, а потом, когда лактация устанавливается и ребёнок хорошо сосет, сцеживания остатков молока рекомендуется ограничить до 2-3 раз в день.

Важно объяснить матери, что полное опорожнение груди является необходимым условием, стимулом для образования молока в дальнейшем и увеличение его количества».


годування-грудьми-300x225Зачем изобретать велосипед?

Разве не проще, чтобы ребёнок находился у груди матери так долго, как он того требует, тем самым стимулируя выработку грудного молока в нужном ей количестве? И не нужно заморачиваться со сцеживанием. Кстати, именно это и рекомендует делать ВОЗ.

4. О раннем прикорме, который не является прикормом, а «коррекцией питания»


«Как правило, дети, находящиеся на естественном вскармливании, не нуждаются коррекции питания.

Но, несмотря на то, что в случае естественного вскармливания дети получают полноценное питание, они уже с первого месяца жизни нуждаются в некоторых пищевых добавках, содержащие витамины, минеральные соли, микроэлементы, органические кислоты, пектин и др.

Детям 1 мес. необходимо давать различные натуральные соки из свежих ягод, фруктов и овощей, содержащих много витаминов, микроэлементов и минеральных веществ.

С 1,5-2 мес. младенцам рекомендуется давать тёртое яблоко, начиная с 1/2 чайной ложки (2-3 г) и доводя его количество до 30-50 г в день.

С 2-месячного возраста детям вместо воды можно давать фруктовые или овощные отвары моркови, капусты, яблок или яблочных шкурок, начиная с 5-10 капель и постепенно увеличивая до 30-80 мл в день.

С 3,5 мес. в рацион питания ребёнка, находящегося на естественном вскармливании, целесообразно вводить яичный желток перед кормлением грудью …

Для увеличения количества белков в рационе назначают творог, содержания жиров — масло, для регулировки количества углеводов — сахарный сироп …

Необходимый продукт для коррекции питания, его количество и время введения в пищевой рацион ребенка назначает врач-педиатр после соответствующих подсчетов …

Коррекцию содержания белков в питании проводят назначением творога в количестве от 5 г (в 3 мес.) До 50 г (во втором полугодии). Такое количество творога полностью удовлетворяет потребность ребёнка в белках.

При дефиците жиров в питании ребёнка до его рацион добавляют масло, которое также является источником ценных полиненасыщенных жирных кислот и витамина Е, или 10% сливки. В первом полугодии ребенку можно давать 3 г масла (1 чайная ложка), а во втором — 6 г (2 чайные ложки).

Для коррекции потребности ребенка в углеводах добавляют к питанию 5% сахарного сиропа (100%)».


ранній-прикорм-300x200Прикорм, который не является прикормом… Учебник отмечает, что прикорм нужно вводить в рацион ребенка примерно с 5 месяцев. Вместе с тем, учебник советует в возрасте от 1 до 5 месяцев вводить в рацион вышеперечисленные продукты — натуральные соки из свежих плодов, тертое яблоко, овощной и фруктовый отвар и яичный желток. Кроме того, в рацион могут добавляться сахарный сироп, масло и творог.

Зачем это нужно? Мне нравится объяснение: «дети, находящиеся на естественном вскармливании, не нуждаются коррекции питания. Но, несмотря на то, что в случае естественного вскармливания дети получают полноценное питание, они уже с первого месяца жизни нуждаются в некоторых пищевых добавок…» Логично, не так ли?

Почему эта пища называется коррекционными добавками, а не прикормом? Потому что её объем не вычитается из объема основного питания, которое получает ребенок.

Почему это не верно?

В настоящее время доказано, что ранний прикорм (как бы он ни назывался) вредит пищеварительной системе ребенка, вызывает аллергические заболевания, способствует развитию хронических заболеваний пищеварительной системы. Поэтому, согласно рекомендациям ВОЗ и современных отечественных рекомендаций (4), в первые 6 месяцев жизни ребенок не должен получать ничего, кроме грудного молока.

 5. Задачи по вскармливанию

Раздел вскармливания мы изучали на 3-м курсе обучения. Если память мне не изменяет, у нас было 4 лекции и 6 практических занятий. За это время нужно было овладеть темы грудного, искусственного, смешанного вскармливания и прикорма и питание в возрасте 1-3 лет. Как мы это делали? Решая задачи.

Сначала определяли, какую массу тела будет иметь ребёнок в определенном возрасте, если известна масса его тела при рождении. По формуле рассчитывали, какой объем грудного молока должен получить ребёнок за сутки и в одно кормление (чаще всего получалось 167 мл на кормление. Интересно, как маме их нужно отмерить, чтобы, не дай Бог, не было 166 или 168 мл?). Затем рисовали таблицу, в которой расписывали все продукты, которые должен есть ребенок (сок, яблочко и т.п.); расписывали количество белков, жиров, углеводов и ккал, которые получал ребенок в результате такого питания, и сколько белков, жиров, углеводов и энергии на 1 кг массы тела он должна получать в этом возрасте. Обязательно чего-то недоставало. Нужно было вычислить, сколько граммов или мл масла, сыра или сахарного сиропа нужно дать малышу, чтобы компенсировать нехватку. А + В =?

задачі-з-грудного-вигодовування-300x225Это не шутка. Один студент из моей группы во время экзамена при расчётах указал неверную потребность в белке. Из-за чего с позором был изгнан с экзамена с двойкой и на пересдачу. При том, что ход решения был правильным, другие вопросы в билете он знал прекрасно.

Задачи нужно решать строго по алгоритму. Я хорошо знала в школе математику, поэтому вместо А + Б = С написала Б + А = С. К сожалению, преподаватель педиатрии знала математику хуже меня. Поэтому мою работу не приняла, потому что она «не соответствовала правилам». «Посмотрите, ответ верный!» — Сказала я. «Ты, наверное, его списала» — сказала она мне. На моё счастье, это был промежуточный срез знаний, а не экзамен в конце года.

Я училась в медицинском ВУЗе в 2000-2006 году. В 2008-м кафедрой была издана методичка с задачами по вскармливанию следующего поколения студентов. Возможно — надеюсь — сейчас ситуация изменилась. И если так, молодые врачи, которым сейчас 30-35 лет, учились по морально устаревшей системе. По такой, где нельзя было думать и задавать вопросы, а нужно было зубрить ненужные таблицы, цифры и формулы.

Что после окончания ВУЗа?

Педиатры, работающие в роддомах, проходят специальные курсы по грудному вскармливанию. Поэтому дают роженицам полезные советы по грудному вскармливанию.

Те же молодые специалисты, которым не удастся попасть на участок поликлиники, с первого дня работы предоставлены сами себе. Главный врач заинтересован в том, чтобы ты работал за троих, а зарплату получал минимальную. А еще — чтобы не было жалоб. По большому счету, никого из руководства не интересует, насколько компетентен врач.

Поэтому после окончания медицинского университета врач должен заниматься самообразованием, если хочет что-то знать и уметь.

Учебник по педиатрии, даже рекомендованный Минздравом, не является руководством в работе врача. Поэтому нужно смириться с тем, что свежие знания, только что полученные в ВУЗе, давно морально устарели, – выбросить учебник на свалку истории и учиться заново.

Для этого существуют медицинские протоколы. В 2008 году вступил в действие протокол ухода за здоровым ребенком в возрасте до 3-х лет (4), в котором прекрасно описаны принципы грудного вскармливания, в соответствии с современными мировыми рекомендациями:


nota-bene-150x120«Ребёнок в возрасте до 6 месяцев должен получать только грудное молоко, нет физиологической потребности во введении в его рацион дополнительной жидкости в виде воды, чая (чёрного, зелёного или травяного), соков, отваров и тому подобного.

Грудное молоко содержит около 90% воды, полностью удовлетворяя потребности ребёнка в жидкости. Введение дополнительной жидкости повышает риск острых кишечных инфекций, уменьшает потребность в грудном молоке и продолжительность грудного вскармливания.

 А далее следуют 10 принципов успешного грудного вскармливания»


Замечательные рекомендации, не так ли? К сожалению, большинство участковых педиатров продолжают советовать то же, что советовали 20 или 30 лет назад. Возможно, у них нет времени вчитываться в детали; возможно, слишком трудно изменить свои привычные взгляды на грудное вскармливание.

Пусть у вас всё будет хорошо.

Сладкого молочка вашим деткам!

Анна Шевелева, педиатр, Киев.

Перевод и редакция — Ольга Шипенко

Использованная литература:

  1. В.Д. Чеботарьова, В.Г. Майданник. – Пропедевтична педіатрія – Київ, 1999 р.
  2. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза – Региональные публикации ВОЗ, Европейская серия, №87, обновленное переиздание, 2003 г. – стр. 211-249
  3. Компендиум, електронна версія: http://compendium.com.ua/akt/65/296/acidum-boricum
  4. Наказ МОЗ України від 20.03.2008 № 149 Про затвердження Клінічного протоколу медичного догляду за здоровою дитиною віком до 3 років.

Оригинал статьи  http://www.mama-pediatr.com/2014/11/10/pediatri-vs-grudne-vigodovuvannja/

 
Поделиться:
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Уведомлять